✕
  • Главная

© 2002 - 2025 Diary.ru

Фанфик «Обзор сериала Махабхарата» (Махабхарата-2013, АУ). Серия 18

cernyseva | вторник, 04 января 2022



Лотосный дождь Карны

В Хастинапур пришло известие, что царь Панду выиграл сваямвару и домой едет с невестой. Само собой, эта новость не прошла мимо Дхритараштры и, конечно, расстроила его.
И тут Гандхари пришла к нему с новой идеей, как наладить их семейную жизнь – с хавчиком блюдами гандхарской кухни. Дхритараштра их попробовал, одобрил вкус и даже великодушно разрешил Гандхари сесть рядом с ним. Правда, потом, вернувшись на свою волну, с сарказмом отметил, что новая царица скоро свернет ее кулинарные эксперименты, а развернет собственные, из Кунтибходжи. Гандхари начала проталкивать мужу свою идею, что случившееся надо принять как волю Всевышнего, отказаться от мыслей о троне и помириться с семьей, тем более есть хороший повод – женитьба брата. Дхритараштра разозлился и опять стал наезжать на жену. Потом он сказал, что не выйдет встречать Панду с невестой, и если бы Гандхари была ему настоящей женой, то он воспользовался бы своим правом мужа и ей бы не разрешил. Но поскольку они тут просто имитируют супружеские отношения, то на ее усмотрение. Высказавшись, Дхритараштра ушел голодным.

Ни разу не оправдываю поведение Дхритараштры, но зря Гандхари не подождала, пока он там всё съест, прежде чем ездить ему по ушам за мир во всем мире. На сытый желудок оно, может, лучше бы пошло.

***
На этот раз Кришна поговорил об отношениях между людьми в таком ключе: от недоверия к другим человек устанавливает для них границы, то есть ограничивает их свободу, а если они нарушают эти границы, человек сердится. Но ограничение свободы всегда приводит к неудовлетворенности. Вот если бы все уважали свободу всех, то люди не боялись бы доверять друг другу, границы были бы не нужны, и все были бы довольны и счастливы.
Короче, добро победит, но в перспективе, а пока бери меч ничего другого не остается, как выстраивать свои границы, не нарушая чужих.

***
Оказывается, родной отец Кунти Шурасена (он же дед Кришны по отцу) поддерживал с ней хорошие отношения и приехал посмотреть на ее сваямвару.


Между отцами Кунти не было никакой конкуренции, и когда она и Панду подошли к царю Кунтибходжи за благословениями, он им сказал, что сначала нужно попросить их у родного отца Кунти. Но Шурасена возразил, что тот вырастил и воспитал его дочь, так что ему первому и благословлять. Панду поддержал его в том, что настоящий родитель – это воспитатель ребенка*, а биологический тоже, безусловно, заслуживает уважения, но во вторую очередь. У Кунти, услышавшей это, страдание сразу вышло из ждущего режима, ведь она тоже, выходит, фейковая мать для ребенка, от которого отказалась.

*Если знать дальнейшую судьбу Панду, то эта совершенно обычная точка зрения, тем не менее, интересна в его устах.

***
Кунти попрощалась не только с отцами, но и с Приямвадой, которая должна была остаться в Кунтибходже. Принцесса обратила ее внимание на то, что мой нетакой ей невероятно повезло с выбором - мужу с такими широкими взглядами она не побоится доверить свою тайну. Однако служанка возразила ей, что нетаких нет спешить ни в коем случае нельзя, ведь она едет в новую семью с кучей незнакомых людей и непонятных отношений между ними. Надо сначала пообтереться там и понять, что к чему, прежде чем решаться на такой шаг. А, возможно, и вообще говорить не надо – мало ли, как поменяется ситуация в будущем, и какие там интриги развернутся, так зачем давать такое оружие против себя в руки потенциальных врагов. Тем более там, вдали от речки, с новыми впечатлениями от Хастинапура и семейной жизни, может, оно и забудется. При этом Приямвада повязала госпоже на запястье черную фенечку - мол, если вдруг сильно захочется рассказать мужу, посмотрите на нее и вспомните мои слова. На это Кунти сказала Приямваде: «У меня такое чувство, что, завязав эту нить, ты будто перекрыла мне дыхание», и это звучало совсем не как благодарность, но фенечку не порвала, а оставила на руке. Дальше Кунти практически на ровном месте завела шарманку о том, какие страдания, возможно, выпали на долю ее сына.

***
По законам жанра в следующей сцене нам показали этого сына. Страшные картинки, которые регулярно рисовала в воображении Кунти ее неспокойная совесть, не имели ничего общего с происходящим в реальности. Если кто-то там и страдал, то только Кунти. Сурья не собирался ее обманывать и не обманул: у мальчика не было и не будет никаких страданий кроме экзистенциальных сделанных лично им самому себе.
То, что Сурья вынес корзинку не абы где, а рядышком с музой для истинного великого предназначения Карны, станет понятно намного позже, а пока мы увидели, что он, пацан лет десяти, живет в Хастинапуре, и воспитывает его супружеская пара, которую он считает своими родными родителями - колесничий Панду Адхиратха и его жена Радха. Других детей у этой пары нет. Понятно, что на данный момент колесничий отсутствовал - он увез Панду на сваямвару.

Сначала нам даже все лицо мальчика особо не показали, а только крупным планом уши и лоб.



В ушах были вот такие интересные золотые серьги,...


…а на лбу «солнечная» тилака, чтобы уж точно никто не засомневался, что это действительно тот самый нежеланный «подарок» Кунти от Сурьи. На самом деле у мальчика не было никаких оснований рисовать себе именно такой рисунок на лбу, но он "так видел" - то есть ощущал какую-то связь именно с Солнцем и чувствовал, что это его источник сил и вдохновения.

На той улице, где жила семья колесничего, лошади понесли какую-то телегу, сметая всё на своем пути. В ней был мальчик, который звал на помощь, но все разбегались, боясь попасть под копыта или колеса, и только Сурьин подопечный, услышав крики, тут же бросился за телегой. Но мальчику не удалось удержаться в ней, и он свалился в обрыв. Сразу за ним туда прыгнул наш «солнечный» мальчик и обеспечил ему, так сказать, мягкую посадку – тот приземлился на своего спасителя и не пострадал. То есть оба не пострадали, потому что обещание насчет неуязвимости тела Сурья тоже выполнил.

В момент реальной угрозы на нем проявляется такой вот золотой панцирь. Он закрывает только грудь и спину, но защищает абсолютно всё тело от любых повреждений. После того, как опасность проходит, защита исчезает, и тело выглядит как самое обычное. Золотое сияние этого панциря мы видели над корзинкой – когда она попала в бурную реку, тело ребенка оказалось в опасности, и защита проявилась.

К мальчикам сбежался народ, в том числе и Радха.


От нее мы услышали, что ее сына зовут Карна.


Радха была единственной в толпе, кто не пришел в восторг от героического поступка Карны, и быстро увела его оттуда. Она отругала сына за то, что он сделал, ведь очевидно, что после такого прыжка невозможно остаться в живых. Из их разговора понятно, что это не в первый раз Карна проявил такую вот добровольную социальную ответственность с риском для жизни, и они уже знают, что его телу невозможно нанести увечья. Эта таинственная невредимость пугала Радху - она предпочла бы, чтобы сын не испытывал свой странный дар, полученный из никому не известного источника. А вот Карна был совсем не напуган - он, наоборот, жаждал признания от окружающих за то хорошее, что он сделал другим, в том числе и благодаря своим мистическим возможностям. Он видел свой долг в том, чтобы не пройти мимо и оказать помощь там, где это необходимо, и был не из тех, кто может сделать вид, что ничего не заметил, но когда у него получалось помочь, то он отчаянно хотел похвалы. Не больше, только похвалы, но и не меньше - да, на текущий момент он не хотел, чтобы принесенное им добро было анонимным.
Но пока о признании речь вообще не шла - Радха сказала, что хорошо бы отец, который уже очень скоро должен вернуться, ничего не узнал об этом случае, ведь он тоже будет расстроен, что Карна опять добровольно подверг себя опасности, и, может, даже накажет Карну. Это никак не демотивировало мальчика – он был твердо убежден, что сделал всё правильно, и своим поступком заслужил похвалы.
Радха также сказала Карне, что царская колесница будет проезжать по их улице, и весь народ соберется, чтобы встречать царя и новую царицу. Карна тут же выдал, что это же их шанс обратить на себя внимание правителя, сделав что-то, что понравится царю, и - что важно - получить за это награду. Радха немного попыталась впарить сыну позицию «лучше не выпендриваться», но идею в теории скорее даже поддержала - просто она не считала, что они на практике могут сделать что-то действительно выдающееся, что сам царь высоко оценит. А вот у Карны появилась идея.

В этом коротком эпизоде знакомства с Карной нам показали две очень важные черты его характера:
- колоссальная социальная ответственность, когда ему до всего, происходящего вокруг, есть дело. Разумеется, эта черта очень сильно подстегивалась его невредимостью. Но не забываем, что Сурья готовил его в великие люди, причем, как скажет дальше открытым текстом, именно в великие social justice warrior-ы, а это очень опасная деятельность. Так что неудивительно, что «отец» дал ему для этого и великие возможности.
- ожидаемо для "Махабхараты" - тщеславие.

***
Колесница Панду, как и предполагалось, ехала по той улице, где жил Карна, а вокруг народ приветствовал царя и царицу. Панду был под навесом колесницы, и это позволяло ему не закрывать лицо и не щурить глаза. Довольный царь махал рукой прославляющей его толпе. А что же Кунти – она стояла рядом с Панду под навесом, смотрела на черную фенечку и страдала по поводу того, стоит ли ей рассказывать мужу правду о сплавленном ребенке или всё же нет. И на речку ходить не надо - всё с собой.
Дальше прикольный момент.
Колесничий Панду, то есть отец Карны Адхиратха, неожиданно остановился. Когда Панду спросил, в чем дело, тот ответил, что к ним приближается на своей лошади главный министр, очевидно, для того, чтобы встретить царя и царицу не во дворце, а прямо на въезде в город. Но, как потом станет ясно, Адхиратха, завидев Видуру, остановился не где-нибудь, а рядом со своим домом .
Когда Видура подъехал и радостно поприветствовал брата и Кунти, он сказал Адхиратхе, что сам поведет царскую колесницу во дворец, так что колесничий может уйти с работы пораньше идти отдыхать. Адхиратха, видимо, на это и рассчитывал, попрощался с шефом и пошел к двери своего дома, у которой стояла Радха. На вопрос мужа, а где же сын, она ответила, что он что-то мутит по поводу приветствия царя и царицы и ушел в неизвестном направлении. Этим известием жена очень сильно взволновала Адхиратху. Он сказал, что сына надо было остановить, а то еще начнет использовать для этого так называемого приветствия лук и стрелы, и у всех будут проблемы.

Интересно получилось, что ту колесницу, в которой Кунти приехала с Панду в Хастинапур, вел приемный отец ее сына.

***
Но поскольку Радха Карну не остановила, то мы видим, где же он был в тот момент - у берега реки с луком в руках и колчаном стрел за спиной.

Тут у нас есть все основания продолжить тему классового неравенства в Древней Бхарате, которую я уже затронула в обзоре 6-й серии, потому что Карна это как раз и есть тот герой, с помощью которого в истории будет отражена эта проблема. Конечно, это очень сложная тема, которую, прямо скажем, в художественном произведении далеко не просто раскрыть так, чтобы это не казалось какой-то левой пропагандой, да еще и было интересно. Поэтому перед авторами всегда стоит вопрос: несмотря на вечную актуальность, надо ли вообще трогать этот вопрос или он только испортит впечатление от общей картины. В сериале создатели решили, что надо, и, по-моему, не ошиблись. Возможно, получилось неидеально и местами сильно уж открытым текстом и «в лоб», но интересно, и герой, заточенный под эти цели, то есть Карна, получился тоже замечательно. Хотя шли по краю, так сказать, может, где-то даже и вышли за край, но всё равно его сюжетная линия – это, на мой взгляд, один из секретов успеха сериала. Что привело к удаче – я думаю, это то, что Карна реальным social justice warrior-ом так и не стал, хотя для этого у него были все необходимые способности и возможности, и он постоянно чувствовал, что вот где-то там и есть его настоящее предназначение, без которого он ощущает свою жизнь пустой, а свои истинный глубинный талант зарытым. То есть, если тема социальной справедливости зрителя раздражает (что бывает нередко), то на Карну всегда можно посмотреть просто как на кузнеца своего несчастья.
Напомню, что в Древней Бхарате переход из касты в касту был принципиально невозможен; максимум человек мог получить какие-то определенные права другой касты, но и это было практически неосуществимо. То есть причины неудачи при желании перейти в другую касту в последнюю очередь следовало бы искать в онипростоплохостарались: там был стеклянный потолок, который не разбить головой – можно только разбить об него собственную голову. Кстати, даже если бы это был вопрос исключительно старания, это всё равно было бы несправедливо, потому что те, кто родился в желаемой касте, получали возможности этой касты без всяких стараний вообще.
Карна, как сын колесничего, тоже попал в касту колесничих, и ему никуда оттуда пути не было - только дальше там находиться, выучиться вождению и обслуживанию колесниц, а потом, уже выросши, стать колесничим. Карна и учился «на колесничего» - с этим проблем не было. Проблема была в другом: колесничим нельзя было иметь оружие и учиться им владеть. Это было запрещено и наказывалось. Определенная логика здесь присутствовала – безопасность пассажира. Но именно для Карны это было огромное ограничение, потому что его интересовала стрельбы из лука. Это было именно то дело, которым он хотел бы заниматься, и к этому делу он чувствовал не просто способности, а самый настоящий талант. И отказываться от него из-за принятых в обществе правил мальчик не собирался. Поэтому он где-то надыбал лук и стрелы, и хоть учиться стрельбе из лука ему было негде и нельзя, но он всё равно пытался стрелять сам, без каких-то инструкций и наставлений. Карна просто обращался к богу Солнца, от которого интуитивно чувствовал поддержку, и просил помочь. И у него отлично получалось - он, без преувеличений, был гением стрельбы из лука.

В этот раз произошло то же самое:

Карна попросил Сурью осуществить его замысел…


… и выстрелил в то место реки, где плавало много лотосов.

В результате над колесницей Панду пошел дождь из лотосов. Весь народ пришел в восхищение от такого замечательного «конфетти», а для Панду подобное приветствие было, конечно, очень неожиданно и приятно. Да и Кунти поначалу была в восторге, но потом поймала один цветок, и он сразу напомнил ей о тех лотосах, которые она сложила в корзинку для ребенка - и стала страдать уже не над фенечкой, а над лотосом.

Не знаю, где там была бОльшая интенсивность, но в любом случае страданию какое-никакое разнообразие.

Панду понял, что этот лотосный дождь сделан с помощью мистического выстрела из лука, и подумал, что это организовал Видура. Он стал спрашивать брата, где тот нашел такого искусного лучника, а самого лучника громко попросил выйти вперед, кто бы он ни был, чтобы получить заслуженные почетную грамоту и бонус похвалу и награду. Карна в этот момент уже находился сзади царской колесницы - он не намерен был скрывать свое авторство и быстрым шагом направлялся вперед, чтобы предстать перед царем.
Кунти, которая после слов Панду отвлеклась от лотоса и тоже стала глазами выискивать в толпе кого-то с луком, даже заслышала чьи-то шаги сзади и обернулась посмотреть, кто это.

  • Карна
  • Панду
  • Сад Кришны
  • Кунти-Карна-АУ
  • сезон 1: Рождение героев

Смотрите также

  • Закрытая запись
  • Winnie
  • Ну вот такой новый пост
  • ssdsdds
  • С кодом
  • Запись со смайлом

© 2002 - 2025 Diary.ru