Уход Сатьявати
Траурный месяц Сатьявати и Видура провели в лесу у Кунти, во время которого, я думаю, они окончательно убедились, какие у Панду хорошие дети.
Когда же было решено, что пора уже всем уезжать в Хастинапур, то Сатьявати объявила, что не хочет возвращаться во дворец, а собирается
Но это была бы не Сатьявати, если бы всё закончилось так просто. Уже распрощавшись с Видурой, она окликнула его и сказала, что хоть ее первоначальная идея вернуть Панду на царский трон по объективным причинам оказалась неосуществимой, но у нее уже есть план Бэ. И не просто план, а ее последний приказ, ответственным за выполнение которого она назначает как раз Видуру – царем Хастинапура должен стать Юдхиштхира.
Железная леди, ничего не скажешь.
И прекрасно выглядит в свои 90+.
Вообще уход Сатьявати из политики Хастинапура – это событие, которое точно заслуживает пафосного определения «ушла эпоха».
***
А Шакуни как раз объявил народу, что сегодня траур по Панду официально закончился и во дворце запланировано торжество – объявление Дурьодханы наследным принцем Хастинапура. Но народ, несмотря на обещанные по этому поводу два выходных дня, без энтузиазма встретил новость, что Дхритараштра сделает их будущим царем своего старшего мажора.
***
Услышав про такую самодеятельность, Бхишма понял, что сейчас ему тоже придется уже выйти из траура и вмешаться. Под предлогом игры в кости он пошел к Шакуни поговорить начистоту и по душам. С порога он намекнул: то, что Шакуни до сих пор живой, это его, Бхишмы, недоработка, просто такой вот он добрый и не хочет марать руки. Пока. Шакуни очканул, конечно, но свои действия обосновал: Панду умер, Дхритараштра больше не и.о., а полноправный царь, он любит Дурьодхану и хочет, чтобы тот стал царем после него. То, что о царском желании объявил Шакуни – так Дхритараштра полностью доверяет своему родственнику и ничего против не имел. Кстати, царь это же представитель Бога на земле, то есть его приказ обязателен к исполнению для всех, и для Бхишмы тоже.
Бхишма ответил, что всё это чушь, потому что, во-первых, по их закону человек без
Несмотря на устрашающие речи у Бхишмы в этой сцене очень грустные и даже как будто заплаканные глаза, что как раз очень уместно по сюжету. Вообще надо отметить, что на эту роль подобрали замечательного актера.
Для убедительности Бхишма раскрошил рукой игральные кости и предположил, что именно Шакуни как инициатор всей этой незаконной заварушки с коронацией должен сообщить Дхритараштре о ее невозможности. Но если Шакуни против, то Бхишма, конечно, может прямо сейчас избавить его не только от этой обязанности, но и вообще от всех жизненных обязанностей навсегда.
Шакуни очканул повторно и пошел разговаривать с Дхритараштрой.
*Бхишма еще не знает...
***
В это время у Дхритараштры, уже одевающегося на церемонию коронации, была Гандхари со своими сомнениями: не окажется ли потом, что всё это недействительно, ведь решение об объявлении Дурьодханы наследным принцем принято без согласия главного министра. От упоминания Видуры Дхритараштра тут же накрутил себя, вспомнив, как тот сорвал его собственную коронацию; но нельзя доверять не только Видуре – доверять нельзя вообще никому, пусть уж Гандхари поверит его опыту слепого человека, который ей, с ее фейковой повязочной незрячестью, недоступен. Тут зашел Шакуни, который, конечно, не стал говорить об угрозах Бхишмы, а просто побился головой об стенку перед Дхритараштрой - мол, извините меня, пожалуйста, дорогой царь, я просчитался: не схавает сейчас пипл коронацию наследника, начали уже говорить, что вы это делаете, пользуясь отсутствием главного министра, потому что в его присутствии вы никаких решений принимать не можете. Так что для царского авторитета лучше эту коронацию отменить, дождаться все-таки Видуры и уже при нем провести церемонию. Но вот вопрос к Дхритараштре – реально ли получить согласие Видуры на объявление Дурьодханы наследником трона?
Дхритараштра, несколько сбитый с толку постоянно меняющимися сценариями Шакуни, но подзуженный его намеками, что настоящим правителем является Видура, а не он, заявил, что Видура не посмеет пойти против его царской воли, и его он берет на себя.
После ухода мужа Гандхари, в целом одобрив отказ брата от сценария сомнительной легитимности, всё же спросила его – почему и что случилось. Шакуни ей тоже ничего не сказал про угрозы Бхишмы, а только отметил, что поскольку тревога по поводу возвращения Панду на трон оказалась ложной, то он сменил стратегию на более надежную для достижения всё той же цели – сделать царем Хастинапура Дурьодхану.
***
Карна принял окончательное решение уехать
Радха в слезах убеждала сына остаться дома, потому что ну зачем оно ему вообще сдалось, это воинское искусство.
Карна пообещал ей, что как только всему научится, сразу и вернется. Но Адхиратха сказал на это, что и уходить тогда не стоит, потому что здесь он всё равно не сможет стрелять из лука, хоть с обучением, хоть без. Но Карна был настроен решительно - он обязательно вернется, но с такими знаниями, с которыми никакие людоедские традиции и никакие Бхишмы ему здесь будут не указ.
В диалоге Адхиратхи и Карны есть интересные реплики.
Адхиратха: …ты собираешься бросить вызов обществу? Лягушка не станет больше, раздувая щеки. Она всё равно не способна тягаться с быком.
Карна: Вот это я и хочу узнать, отец, кто я – лягушка или бык. Даже если вся моя жизнь уйдет на то, чтобы понять, кто я на самом деле, я не сверну с этого пути.
Все-таки мне очень понравилось, как в сериале на примере Карны обыграли тему социальной справедливости и равенства возможностей. Происхождение из касты колесничих сильно осложняло путь Карны до «быка», но всё же не стало настоящей помехой для этого. Однако Карна им так и не стал, и даже его реальное божественное происхождение не помогло.